Патенты и товарные знаки как факторы повышения конкурентоспособности организаций, предприятий, стран

Очевидно, что категория «конкурентоспособность» - понятие многопараметрическое и охватить в деталях все причинно-следственные связи, обусловливающие облик страны как Державы в геополитическом смысле, в рамках данной заметки не представляется возможным.

Однако основным направлением в деле повышения конкурентоспособности отечественной экономики является повышение качества производимого Страной продукта по существу (повышение такого критерия продукта как «эффективность/стоимость»). И добиться этого возможно только с использованием новейших достижений науки и техники, объединенных понятием «инновации».

Как неоднократно подчеркивали в своих выступления первые лица Страны, в том числе и по вопросам вступления России в ВТО, «альтернативы инновационному пути развития отечественной экономики - нет».

Во всех странах-лидерах мировой экономики выпуск «продукта» - в широком смысле - без ставки на инновационную составляющую просто немыслим.

Определения понятий «инновации», «инновационный процесс» широко представлены в сети Интернет.

С моей точки зрения - это процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности (ИС) в хозяйственный оборот. Способы такого вовлечения обусловлены тремя возможными функциями ИС: использование правообладателем (патентообладателем), распоряжение - отчуждение объекта ИС (ОИС), лицензионный договор), запрещение правообладателем использования ОИС прочими лицами.

Именно использование ИС является ключевым звеном в той конкурентной борьбе, которая постоянно ведется между мировыми экономиками и первостепенная роль в этом соревновании, в техническом прогрессе принадлежит изобретениям.

Патент (на изобретение, полезную модель, промышленный образец) - это документ, удостоверяющий исключительные, монопольные права его владельца на использование ОИС на той или иной территории. Это тот редкий случай, когда антимонопольные законы не действуют.

Немаловажная роль в вопросах конкурентной борьбы, и прежде всего в торговле, принадлежит товарным знака (знакам обслуживания), называемым также торговыми марками или брендами (дорогой, «раскрученный» товарный знак).

В вопросах повышения конкурентоспособности продукта патенты и товарные знаки (бренды) выполняют различные функции:

  • защищенные патентами изобретения (полезные модели и промышленные образцы), призваны изменять, естественно в сторону улучшения, потребительские свойства товаров, принадлежащих определенному сегменту рынка, и тем самым повышать их конкурентоспособность по существу;
  • назначение бренда - это, индивидуализация товаров и услуг, указание на их производителя. Главная, да, пожалуй, и единственная, эффективная связь между продуктом и потребителем обеспечивается именно через обращающиеся на рынке бренды.

Как правило, дорогому, качественному, популярному на рынке товару соответствует известный дорогой бренд. Этот факт лежит в основе контрафакта - продать плохой продукт под известным брендом.

Рука об руку с брендами в деле продвижения продукта идет, конечно же, реклама. С ее помощью в сознание потребителя внедряется убежденность в том, что приобретение продукта под данным брендом обеспечит ему лучшее качество, хороший вкус, стабильность в жизни и постоянную уверенность в себе, а для сложных объектов техники - дополнительно надежность, безопасность, безотказность, гарантийные обязательства, систему сервисного обслуживания и т.д. Как правило, большинство обещаний - если это известный бренд - выполняется.

Залогом высокой конкурентоспособности на рынках продуктов (услуг) известных компаний под известными брендами является наличие двух главных обстоятельств:

  • более высокая цена на продукт близкий или идентичный продукту конкурентов по потребительским свойствам и по издержкам на его производство;
  • большие объемы продаж за счет инвестиций в рекламу.

Казалось бы, первое обстоятельство (более высокая цена) противоречит нашим представлениям о конкурентоспособности. Однако большинство потребителей предпочтет, к примеру, более дорогую стиральную машину марки «Бош» или «Сименс», чем аналогичную по показателям технику не очень известных марок.

Как следствие, фирма имеет дополнительные прибыль и объемы реализации, которые повышают ее финансовую устойчивость и, соответственно, конкурентоспособность.

Если в процессе чтения данной статьи вам захотелось что-то купить или воспользоваться какой-то услугой, то поищите необходимое здесь.

ВЦИП "ЧТО - ГДЕ - ПОЧЁМ" 20-02-084
пр-т Труда, 48
0
за месяц / 24
за всё время
Рубрика: Юридические услуги

Читайте еще:

Модели кондиционеров для дома От летнего зноя или осенней мороси домочадцев может спасти один единственный прибор — кондиционер. Это аппарат имеет очень много плюсов, которые порой мы даже не замечаем. Во-первых, это создание благ...

06.10.2015
Что лучше ламинат или линолеум В современном мире сложно найти человека, который никогда не проходил испытание под названием ремонт. По сути, любые ремонтные работы — это видоизменение помещения. Есть несколько степеней ремонта: от...

08.07.2015
Газовое топливо – спасательный круг для экологии В последние несколько десятилетий состояние экологии вызывает беспокойство у каждого мыслящего человека. Планета Земля не так прекрасна, как тысячелетия назад, когда не существовало заводов, фабрик, д...

22.05.2018
Про ароматы Одна женщина никак не могла выбрать аромат, который бы ей понравился. Даже покупала, а потом продавала или дарила. Потому что на бумажной полоске был один запах, на руке другой, а на шее третий. ...

08.12.2020